Сложные эпитетные конструкции в олонхо северо-восточной традиции якутов: эпитеты со сравнениями

Авторы

  • Ольга Ксенофонтовна Павлова, olga-ksento@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  • Светлана Ксенофонтовна Яковлева, dslep273@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Ключевые слова:

тюркский эпос, якутский эпос, олонхо, эпические традиции, северо-восточная традиция, эпитеты, эпитетные конструкции, сложные эпитеты, простые эпитеты, эпитеты со сравнениями.

Аннотация

В данной статье рассматриваются сложные эпитетные конструкции на примере олонхо
северо-восточной традиции якутов. На современном этапе актуальным является исследование северовосточной традиции, как отдельной и самостоятельной ветви северной региональной традиции якутов.
Изучение олонхо северо-восточной традиции якутов с использованием современных методов и приемов
дает возможность воссоздать целостную картину северной традиции якутского сказительства. Целью
исследования является изучение сложных эпитетных конструкций, в частности эпитетов со сравнениями, которые составляют 26% от общего количества выявленных эпитетов в анализируемых текстах
олонхо. В эпитеты со сравнениями, кроме самих определяющих слов, включены и сравнения с помощью сравнительных частиц курдук (как) и саҕа (словно). Для удобства анализа эпитеты со сравнениями
дифференцированы по тематическому принципу объекта. В первую группу включены объекты эпитетов
со сравнениями, связанные с представлениями о природе. Во вторую тематическую группу сложных
эпитетов со сравнениями выделены соматизмы, семантически идентифицирующие относящиеся к сфере телесной части персонажей олонхо, включая описания их физических и эмоциональных состояний.
К третьей группе следует отнести объекты эпитетов со сравнениями, характеризующих жилища, дворовые постройки и бытовые принадлежности. В четвертую группу входят сложные эпитеты со сравнениями, объектами которых выступает богатырский конь. Авторы приходят к выводу, что поэтическая
система текстов олонхо данной традиции относится к ранней стадии формирования, поэтому она слабо
развита. Большинство употребляемых эпитетов относятся к простым эпитетам, что составило 74%, а
сложные эпитеты – 26%. Необходимо отметить, что сказители описывали природу только знакомой им
местности, описания вечнозеленого хвойного и связанные с ним поэтические тропы характерны только
для текстов олонхо северо-восточной традиции. Объектами поэтического вдохновения, позволяющими
создавать яркие образы для слушателей с помощью эпитетов со сравнениями выступают также водные
просторы (уу – вода, күөл – озеро), горы и скалы, облака и озера.

Литература
1. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов / В.В. Илларионов. – Якутск: Бичик, 1982. –
127 с.
2. Кузьмина А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
3. Оросина Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дисс. к.филол.н. – Якутск, 2015. – 25 с.
4. Павлова О.К. Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика: автореф.
дисс. к.филол.н.– Майкоп, 2018. – 22 с.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; прим. В.М. Журмунского. – Л.: Гослитиздат, 1940. – 648 с.
6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие./ Вступ. статья Н.Д. Тамарченко;
Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.
7. Селиванов Ф.М. Поэтика былин / Ф.М. Селиванов. – М.: Изд-во МГУ, 1977.
8. Павшук А.В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте: на материале романа
Асорина «Воля»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.05 / Павшук Анна Владимировна. – М., 2007.
– 21 с.
9. Иванов-Күндэ А.А. Саха поэзиятын уус-уран куормата: поэзия, семантика = Художественная форма якутской поэзии: поэзия, семантика (на якут. яз.) / А.А. Иванов- Күндэ // Кыыһар туңат. – Дьокуускай:
Саха сиринээҕи кинигэ изд-та, 1979.
10. Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / текст К.Г. Оросина; ред., пер., коммент. и
вступ. ст. Г.У. Эргиса. – Якутск: Якутское кн. изд-во, 1947. – 410 с.
11. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы / И.В. Пухов. – М.: Изд-во АН
СССР, 1962. – 256 с.
12. Петров В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе / В.Т. Петров. – М.: Наука,
1978. – 137 с.
13. Слепцов П.А. Язык олонхо: лексика, семантика / П.А. Слепцов // Якутский язык: лексикология,
лексикография: сб. науч. тр. – Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. – С. 5-23.
14. Романова Л.Н. А.Е. Кулаковский и его современники: особенности поэтического языка /
Л.Н. Романова. – Новосибирск: Наука, 2002. – 120 с.
15. Ефимова Л.С. Лексико-стилистические особенности языка хороводных песен якутов: дис. …
канд. филол. наук: 10.02.02 / Ефимова Людмила Степановна. – Якутск, 2004. – 182 с.
16. Муома олонхолоро = Момские олонхо (на якут. яз.) / отв. ред. В.В. Илларионов. – Дьокуускай:
Бичик, 2004. – 240 с. – [Саха боотурдара: в 21 т. Т. 4].
17. Аммосов, К.Х. Аалыа-Бэргэн бухатыыр = Богатырь Меткий Аалыа (на якут. яз.) / составитель
П.Х. Слепцова. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 100 с.

Биографии авторов

Ольга Ксенофонтовна Павлова, olga-ksento@mail.ru, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

к.филол.н., доцент

Светлана Ксенофонтовна Яковлева, dslep273@mail.ru, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

магистрант

Загрузки

Опубликован

2021-12-28

Как цитировать

ПАВЛОВА, О. К., & ЯКОВЛЕВА, С. К. (2021). Сложные эпитетные конструкции в олонхо северо-восточной традиции якутов: эпитеты со сравнениями. Алтаистика. Altaistics, 3(3 (03), 74–80. извлечено от https://altaisticsvfu.ru/index.php/journal/article/view/34

Выпуск

Раздел

Якутское языкознание. Исследование тюркских языков