Предметный мир произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)»

Авторы

  • Ефимова Людмила Степановна Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  • Зверева Евдокия Викторовна Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Ключевые слова:

предметный мир; обрядовая культура; шапка – дьабака; знаки и символы; текстология; традиционная одежда; песня; С.А. Зверев-Кыыл Уола, текстология.

Аннотация

В данной статье исследуется предметный мир в произведении С.А. Зверева-Кыыл Уола «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)», рассмотрены мировоззренческие основы символов и знаков обрядовой шапки якутов – дьабака. Предметный мир в произведениях Зверева С.А. Зверева-Кыыл Уола имеет исключительное значение и представляет профессиональный интерес для исследователей. Содержательная сторона, семиотика фольклорных произведений Зверева могут быть восприняты как важный этнографический источник для изучения и ознакомления с коренным укладом жизни народа саха, обрядовой культурой, архаичной терминологией, связанных с вещным миром Зверева, которые предстоит решить. Определяется содержание понятия «предметный мир в фольклорных произведениях». Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в фольклорном произведении «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)». Методы исследования – сравнительно-сопоставительный, комплексный анализ текстов произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)», определение роли в них предметов. Источниками послужили текстовые материалы, публикации по данной теме, включая исследования, иллюстративные издания и альбомы по традиционной культуре народа саха. В результате исследования приходим к выводу, что, во-первых, подчёркивается значимость изучения предметного мира произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола. В анализируемом произведении проводится сопоставление изображаемой шапки-дьабака с реальным описанием. Такое воспевание народного певца дает не только полную характеристику обрядовой шапки – дьабака, как она выглядела на самом деле, но и уклад жизни народа саха. Во-вторых, произведение выражает трепетное отношение певца к обрядовой культуре якутов. Шапка-дьабака якутов является главным элементом в атрибутике обрядовых действий, имеет символическое значение и подчеркивает социальный статус женщины.

Биографии авторов

Ефимова Людмила Степановна, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

д. филол. н., профессор, заведующая кафедрой «Культурология»

Зверева Евдокия Викторовна, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

аспирантка

Загрузки

Опубликован

2022-03-31

Как цитировать

ЕФИМОВА , Л. С. ., & ЗВЕРЕВА, Е. В. (2022). Предметный мир произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)». Алтаистика. Altaistics, 4(1 (04), 40–49. извлечено от https://altaisticsvfu.ru/index.php/journal/article/view/44

Выпуск

Раздел

Языки и культуры народов алтайской языковой семьи